Жалоба в прокуратуру на следователя

Составление жалобы на действия следователя представляет собой довольно трудоемкую процедуру, требующую определенных юридических знаний и навыков. Этими знаниями и навыками обладает опытный уголовный адвокат, которые составит убедительную жалобу и направит ее впрокуратуру или вышестоящему руководству следственного органа.
В Уголовно-Процессуальном Кодексе Российской Федерации (УПК РФ) право на обжалование получило статус принципа уголовного судопроизводства (основание – ст. 19 УПК РФ). Необходимость обжалования действий возникает в тот момент, когда интересы участников уголовного дела неправомерно страдают от процессуальной активности следователя.

Порядок рассмотрения жалоб на действия следователя, подаваемых участниками уголовного производства, регламентирован ст. 124 УПК РФ.

В действующем законодательстве не приведены какие-либо специальные требования к форме и содержанию жалобы. Если рассматривать практику, то жалоба имеет письменную форму и содержит следующую информацию: сведения об адресате, описание обжалуемых решений и действий (бездействия), сведения о заявителе и подпись. Жалоба может сопровождаться различными документами, которые позволяют, по мнению заявителя, подтвердить имеющиеся в ней доводы.

Жалоба рассматривается прокурором либо руководителем следственного органа в течение трех дней после её получения. Здесь выделяют исключительные случаи – если для проверки жалобы необходимо истребование дополнительных документов либо принятие иных мер, то допускается, что жалоба будет рассматриваться в срок десяти суток. Об увеличении времени рассмотрения жалобы на действия следователя заявитель извещается в обязательном порядке.

По итогам рассмотрения жалобы прокурором или руководителем следственного органа выносится постановление, в котором указывается статус удовлетворения жалобы – полное или частичное удовлетворение либо отказ в удовлетворении. Если имеет место удовлетворение жалобы, то в постановлении указывается перечень процессуальных действий и сроки их реализации.

Составление жалобы на следователя

Согласно ст.123 УПК РФ, действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда могут быть обжалованы участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.
В свою очередь, ст.124 УПК РФ устанавливает порядок и срок рассмотрения прокурором жалоб на следователя (дознавателя).
Согласно закону, указанная категория жалоб должна рассматриваться прокурорами в срок до трех суток, лишь при необходимости запрос дополнительных материалов или принятия иных мер, срок проверки жалобы может быть продлен до 10 суток. О продлении срока в обязательном порядке должен быть уведомлен заявитель.
По результатам рассмотрения жалобы прокурор обязан вынести постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении, о чем заявитель незамедлительно уведомляется и ему разъясняется порядок обжалования принятого по жалобе решения.
Изложенное – требования закона, однако на практике, как всегда, иное. Это “иное”, как вы догадываетесь, направлено не на сокращение сроков проверок и их полноту.
Так, прежде всего, жалобы, поданные в прокуратуру в порядке ст.124 УПК РФ, почти всегда, по крайней мере в Ростовской области, рассматриваются с грубейшим нарушением не только трехсуточного срока, но и предельного десятисуточного. При таком положении дел, об уведомлении заявителей о продлении срока рассмотрения жалоб до десяти суток говорить не приходится вовсе. За все время работы, а я, как адвокат, подаю подобные жалобы по несколько в день, получил уведомление о продлении срока рассмотрения моей жалобы лишь один раз из прокуратуры Кировского района г. Ростова-на-Дону.
Более того, по истечении и десяти суток с момента поступления жалобы в прокуратуру приходится ждать ответа не одну неделю, а нередко и вовсе его не получаешь. При подобной “оперативности” органов прокуратуры, к слову сказать, по идее, самого эффективного средства восстановления прав граждан в сфере уголовного судопроизводства, защиты нарушенных прав по уголовному делу не добьешься вовсе!
Как быть? Мой совет – по истечении трех – десяти суток с момента подачи жалобы необходимо:
— подать новую, в которой, среди доводов, указать на отсутствие ответа на предыдущую жалобу;
— непосредственно явиться в прокуратуру и потребовать ответ;
— подать на имя прокурора заявление с требованием об ознакомлении с материалами проверки по жалобе;
— узнать в канцелярии прокуратуры фамилию и номер телефона исполнителя и названивать ему регулярно, требуя ответ.
Иного не дано!
Но получение ответа на жалобу в прокуратуру отнюдь не означает то, что по вашей жалобе проведена хотя бы поверхностная проверка. Как правило, при первичном обжаловании вам направляют “отписку”. Лишь при настойчивом и последовательном обжаловании вы имеете шанс на полноценную проверку ваших доводов с изучением дела и докладом его материалов руководству.
Хорошим средством является поход на личный прием руководителей прокуратуры, куда необходимо направляться, имея при себе письменный вариант жалобы, чтобы вы могли ее вручить прокурору по окончании беседы. В таком случае, жалоба проверяется в особом порядке, как жалоба “с личного приема”, и по ней дает ответ непосредственно прокурор. Тем самым вы минуете несколько формальных проверок и сокращаете сроки результативного обжалования.
Будьте настойчивы при общении с прокурорскими работниками, чаще напоминайте им о том, что закон распространяется и на них!

Образец жалобы в прокуратуру на следователя

Скачать образец жалобы в прокуратуру на следователя в формате .doc

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.