Переменные и постоянные расходы: составление бизнес плана

Финансовое планирование это определение наиболее оптимального пути развития и  функционирования предприятия, в рамках которого прогнозируется эффективность и рентабельность общепроизводственной, инвестиционной и финансовой деятельности. При планировании возникает необходимость оценки затрат при различных уровнях объемов производства. Как правило данные затраты классифицируются как переменные и постоянные расходы предприятия.

Термины и определения переменных и постоянных расходов

Переменные расходы — это расходы, которые меняются прямо пропорционально количеству произведенной продукции. Например, увеличение продукции в два раза приводит к двойному увеличению общих переменных расходов, при этом расходы на ед. продукции остаются величиной постоянной.

Например, если сумма переменных расходов на ед. продукции составляет 35 руб., то для выпуска двух единиц продукции необходимо 70 руб. и так далее.

К переменным расходам относятся:

  • сырье и материалы;
  • сдельная оплата работников;
  • электроэнергия, потребляемая промышленным оборудованием, и т.д.

Постоянные расходы – это такие расходы, которые в течение заданного периода в достаточно широком диапазоне объемов производства являются неизменными. Например, к постоянным расходам относятся:

  • амортизация зданий и сооружений;
  • зарплата управленческого персонала;
  • управленческие расходы;
  • расходы на маркетинг;
  • аренда офисов и производственных зданий, и т.д.

Общие постоянные расходы не меняются до определенного момента, пока уровень производства не становится слишком большим, в то время как постоянные расходы на ед. продукции изменяются пропорционально объему произведенной продукции.

Например, в случае, когда постоянные расходы составляют 10 500 руб., а выпуск продукции 1 000 ед., то постоянные расходы равны 10,5 руб. на ед. продукции. Но если выпуск продукции составляет 500 ед., то постоянные расходы увеличиваются до 21 руб. на ед. продукции.

Анализ расходов постоянных и переменных

Для эффективного управления производством, особенно на стадии планирования и новых инвестиционных решений, необходимо осуществить анализ постоянных и переменных расходов. Имея анализ расходов и данные по ценам реализации продукции можно определить точку безубыточности производства. Точка безубыточности – важный показатель, позволяющий  определить объем продаж покрывающий все общепроизводственные расходы постоянные и переменные.

Ниже приведен математический подход к анализу расходов, выходу продукции и прибыли.

Формула безубыточности выводится из следующей математической последовательности:

Прибыль = (Кол-во реализованных изделий*Цена реализации за ед. изделия) — [(Кол-во реализованных изделий *Переменные расходы на ед. изделия)+ Общие постоянные расходы]

или

Пр=(Х*ЦР)-(Х*ПерР+ОПостР), где

Пр — прибыль;

Х – кол-во реализованных изделий;

ЦР — цена реализации за ед. изделия;

ПерР – переменные расходы на ед. изделия;

ОПостР – общие постоянные расходы.

 

Пример расчета точки безубыточности

Компания G изучает возможность расширения деятельности. Предполагаемые постоянные расходы могут составить 50 100 руб. за месяц. Переменные расходы — 9 рублей за ед. продукции. Стоимость реализации планируется на уровне 19 рублей за ед.

Поскольку  Пр=(Х*ЦР) — (Х*ПерР+ОПостР), точка безубыточности будет при таком уровне производства (Х), когда 

(Х*ЦР) –Пр = Х*ПерР+ОПостР

Подставляя данные примера, получаем:

19Х-0=9Х+50 100, или

10Х=50 100

Х=5 010 ед.

Расчет показывает, что для покрытия всех планируемых расходов необходимо производить и реализовывать более 5 010 ед. продукции в месяц. Изучив мощности промышленного оборудования и рыночный спрос на продукцию, можно начать процедуру принятия решения о расширении деятельности.

Анализируя постоянные и переменные расходы и применяя приведенное уравнение можно найти ответы и на другие не менее актуальные вопросы. Далее приведены ответы на наиболее часто встречаемые вопросы на данных примера, приведенного выше.

а) какое количество продукции необходимо произвести, чтобы получить прибыль в  размере 40 000 руб.

40 000 = 19Х- (9Х+50 100)

90 100 = 10Х

Х = 9 010 ед

б) какую чистую прибыль получит компания при реализации 7500 ед. продукции

Пр = 19*7500 – (9*7500 + 50 100)

Пр = 24 900 руб.

в) сколько необходимо дополнительно продать ед. продукции, чтобы покрыть дополнительные расходы на маркетинг в размере 2 200 руб.

Прибыль за ед. продукции составляет 10 руб. Для покрытия дополнительных расходов необходимо дополнительно продать 220 ед. продукции (2 200/10).

г) какой должна быть цена продукции, чтобы при реализации 5 100 ед. получить чистую прибыль в размере 20 200 руб.

20 200 = 5 100*ЦР – (9*5 100 + 50 100)

20 200 = 5 100 *ЦР – 96 000

ЦР = 116 200/5 100 = 22,78 руб.

Все вышеизложенное наглядно показывает, что учет постоянных и переменных расходов помогает в составлении производственного плана, а также позволяет минимизировать риски, а также управлять прибыльностью предприятия в целом. Также, анализ показывает, что для рентабельности предприятия необходимо обеспечить максимальное снижение постоянных и переменных расходов на ед. продукции. Данное снижение можно обеспечить путем применения более совершенного высокотехнологичного оборудования, роста производительности труда, экономии материалов и других применимых инструментов.

Вывод

Анализ постоянных и переменных расходов является одним их основных анализов в построении финансового плана предприятия и является не только теоретическим методом планирования, но и находит широкое применение на практике. Статистика показывает, что большинство предприятий и организаций в мире применяют приведенный анализ как для построения бюджета, так  и для других производственных планов. Обладая достаточно наглядными достоинствами, данный метод является относительно простым в исполнении, что и объясняет его привлекательность и широкое применение.

Источник

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий